Киевский клуб любителей астрономии "Астрополис"

astromagazin.net
* *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
12 Декабря 2017, 08:12:48


Автор Тема: Добсон 175мм/1200мм Процесс  (Прочитано 2285 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Добсон 175мм/1200мм Процесс
« : 02 Февраля 2010, 11:29:06 »
. - .

После длительного перерыва, этак лет пять решил вернутся к давней мечте сделать телескоп своими руками.
За то время сумел только вырезать заготовку.

приступил к работе, в первую очередь надо был защитить ручной станок от воды для это ДСП покрыл слоем силиконового герметика, хорошенько втёр его в поверхность, надеюсь от воды не разбухнет.

Закончил работу по обдирке оказывается всё таки понемногу разбухает, позже лучше покрою слоем эпоксидной смолы.

После того как сделал шлифовальник, принялся к обдирке, крупным абразивом, через некоторое время замерял сделанное углубление, посчитал радиус он оказался 1250 мм. Для диаметра 175мм данный фокус мал, поскольку относительный отверстие равно 1/7 но поскольку будет параболическое, то фокус будет нормальным.

К сожалению металлический диск так и не сумел найти, в интернете прочёл, да и на этом форуме, что для этой роли вполне подходит цементный, сформированный прямо на зеркале. Такой диск имеет ряд преимуществ, его можно сделать дома, изгиб его меньше металлического и поверхность повторяет кривизну зеркала, есть недостаток, он будет боятся воды и будет довольно хрупким, поэтому после высыхания, его необходимо покрыть эпоксидкой.

фото отчёт:
Записан

Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #1 : 02 Февраля 2010, 11:49:25 »
. - .

Почти сделал шлифовальник, для этого нужно было залить зеркало эпоксидной смолой, предварительно положив полиэтиленовую плёнку, чтобы зеркало не прилипло к шлифовальнику, также нужно бумажный бортик, 3-4 мм,

На днях напилю квадратики, пока смола будет высыхать, придёт посылка с абразивами и полиритом.
Записан

Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #2 : 02 Февраля 2010, 11:53:01 »
. - .

во время формовки поверхности шлифовальника, эпоксидная смола затекла под зеркало и благополучно, на нём затвердела. После снятия формы пришлось застывшую смолу сошкрябывать и так вышло, что она отслаивалась с небольшими неглубокими сколами.

Могут ли эти сколы как-то навредить, проверял на внутренее натяжение, всё норме или остаётся вопрос лишь эстетики?
Записан

Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #3 : 02 Февраля 2010, 12:07:35 »
. - .

Начал шлифовать, фотки выложу вечером.
В начале прошёлся порошком Н25, часика два-три, уже перешёл к номеру Н12, но после нескольких часов заметил, что матовость не равномерная и центр практически не шлифуется. С большим сожалением решил вернутся к Н 25 чтобы придать стекляхе сферическую форму.

Проверка с карандашными линиями показала, что бублика нет, край хорошо стирается, а вот центральная часть никак. Как быть, продолжать шлифовку 1/3 длины штриха и сошливывать до тех пор пока зеркало не примет сферическую форму или менять длину штриха?
Записан

Bоpo6eu

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1098
  • Благодарностей: 0
  • Чик чирик :)
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #4 : 02 Февраля 2010, 23:11:29 »
. - .

А шлифовальник пришлифовался хорошо?
Записан

Thomas

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2313
  • Благодарностей: 1
  • Натер зеркало - получи +1 в карму
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #5 : 02 Февраля 2010, 23:15:53 »
. - .

Яма в центре типичная проблема после обдирки. Попробуйте по хорде кольцом поработать.
Записан
Телескоп Алькор производства НПЗ
Телескоп-самопал D=150mm, F=1250, ГЗ - сфера собственного изготовления
Canon EOS 350D, Canon EF 24-85 USM, Юпитер 37 MC

astroman

  • Гость
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #6 : 02 Февраля 2010, 23:17:12 »
. - .

Рад видеть ещё 1го телескопостроителя! Удачи в постройке-а я и мы будем с интересом следить за вами ;D
А что за заготовка?(не знаете из какого стекла?) и как понял фокус 1/7-может сделать все же 1/6-шлифовкой этого не сложно добится.
Записан


Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #7 : 03 Февраля 2010, 03:46:25 »
. - .

Шлифовальник отлично пришлифовался, где-то за минут десять.
Прорабатывал кругом по хорде, до этого яма была заметна ещё больше, после обработки яму уже было не видно.

Я рад ещё больше, тому что есть форумы по любительской астрономии, по изготовке зеркал, непосредственно телескопов, тем более в Украине.

Сергею Воробью отдельная благодарность за абразивы. Каждый абразив засыпан в пакетик с пластиковой молнией, посылка аккуратно упакована, так что абразивы не летали по коробке :)
Записан

Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #8 : 03 Февраля 2010, 22:07:40 »
. - .

блин как же избавится от этого геморроя. Возвращаться что-ли к обдирке по хорде, но тогда шлифовальник надо будет опять пришлифовывать к поверхности кривизны.

Белые разводы, это стёртая эпоксидка, когда "по-сухому" шлифовал

К слову, шлифовал по хорде почти час, ничего не дало
Записан

Thomas

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2313
  • Благодарностей: 1
  • Натер зеркало - получи +1 в карму
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #9 : 03 Февраля 2010, 22:16:59 »
. - .

блин как же избавится от этого геморроя. Возвращаться что-ли к обдирке по хорде.
Если так прикинуть то у вас щас яма в центре значит надо уменьшать периферийные зоны. Может попробовать укороченный штрих? Ну и плюс нагрузка на шлифовальник чтобы время сократить. Такую яму думаю можно за пару часов убрать.
Записан
Телескоп Алькор производства НПЗ
Телескоп-самопал D=150mm, F=1250, ГЗ - сфера собственного изготовления
Canon EOS 350D, Canon EF 24-85 USM, Юпитер 37 MC

Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #10 : 03 Февраля 2010, 22:24:18 »
. - .

Кстати шлифовал случайно эти дни с укороченным штрихом, машинально начертил не правильно окружность, чтобы контролировать длину штриха, только когда она стёрлась начертил уже правильную.

Укороченный штрих не приведёт к зональным ошибкам, или подвёрнутому краю, как видно из фото у меня не бублик, а именно "яма"?
Записан

Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #11 : 03 Февраля 2010, 23:37:18 »
. - .

после получасовой шлифовки с укороченным штрихом 1/5, как видно из рисунка, "яма" расплющилась на размер штриховки, если обратить внимание на крайнею линию с тыльной стороны, это зона 1/5.

Из-за отсутствия опыта не могу себе ответить к чему приведёт шлифовка с укороченным штрихом или "яма" "расплывётся" к крайней зоне или же так и останется на зоне 1/5. Дайте ответ на этот вопрос, не хочу влезть в грубую ошибку.
Записан

Thomas

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2313
  • Благодарностей: 1
  • Натер зеркало - получи +1 в карму
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #12 : 04 Февраля 2010, 00:04:53 »
. - .

после получасовой шлифовки с укороченным штрихом 1/5, как видно из рисунка, "яма" расплющилась на размер штриховки, если обратить внимание на крайнею линию с тыльной стороны, это зона 1/5.

Из-за отсутствия опыта не могу себе ответить к чему приведёт шлифовка с укороченным штрихом или "яма" "расплывётся" к крайней зоне или же так и останется на зоне 1/5. Дайте ответ на этот вопрос, не хочу влезть в грубую ошибку.
Во первых вопрос. Вы через центр шлифуете или от центра? Укороченный штрих ведет к подвернутому краю который легко исправляется (удлинением штриха).
Во время того как вы терли зеркало разлинееное карандашом какой штрих применяли (надо 1/3 от центра)?
Записан
Телескоп Алькор производства НПЗ
Телескоп-самопал D=150mm, F=1250, ГЗ - сфера собственного изготовления
Canon EOS 350D, Canon EF 24-85 USM, Юпитер 37 MC

Thomas

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2313
  • Благодарностей: 1
  • Натер зеркало - получи +1 в карму
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #13 : 04 Февраля 2010, 00:16:58 »
. - .

цитата из книги Сикорука. Видимо вы отсюда взяли технику тестирования.

Цитировать
Чтобы проверить, имеет ли зеркало эти отступления от сферы, промоем зеркало и шлифовальник и высушим их. Прочертим на зеркале простым карандашом несколько диаметральных линий. Осторожно уложим зеркало на сухой шлифовальник и сделаем несколько штрихов. В случае завала карандашные линии сотрутся на средних зонах, а при подвернутом крае - на краю и в центре.
Вот думаю сразу все понятно становится у вас яма в центре, тоесть ситуация близкая к подвернутому краю. Лечится это укороченным штрихом. Вам кстати на соседнем форуме уже рекоменовали что нужно использовать штрих по хорде плюс укороченный штрих через центр.

если вы работали через центр к примеру 1/4 D то зеркало должно было смещаться от центра на 1/8 D в каждую сторону, но ни в коем случае не 1/4 в обе стороны. Чудится мне вы тут ошибку допустили.
Записан
Телескоп Алькор производства НПЗ
Телескоп-самопал D=150mm, F=1250, ГЗ - сфера собственного изготовления
Canon EOS 350D, Canon EF 24-85 USM, Юпитер 37 MC

Bоpo6eu

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1098
  • Благодарностей: 0
  • Чик чирик :)
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #14 : 04 Февраля 2010, 00:31:51 »
. - .

Sanya3d, чтоб результат шел быстрей, разгружаете зеркало и кладете его вниз, сверху шлифовальник а на него дополнительный груз, и укороченым штрихом на N25 к примеру, можно даже сильно укороченым...всё расползется, но нужно контролировать.

Вопрос. Померяй линейкой и штангелем от 0 зоны до 1, построй график по 4-5 точкам...и узрей отклонения...если они будут сильно большими, может лучше будет на обдирку вернутся
Записан

Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #15 : 04 Февраля 2010, 01:33:22 »
. - .

цитата из книги Сикорука. Видимо вы отсюда взяли технику тестирования.

Цитировать
Чтобы проверить, имеет ли зеркало эти отступления от сферы, промоем зеркало и шлифовальник и высушим их. Прочертим на зеркале простым карандашом несколько диаметральных линий. Осторожно уложим зеркало на сухой шлифовальник и сделаем несколько штрихов. В случае завала карандашные линии сотрутся на средних зонах, а при подвернутом крае - на краю и в центре.
Вот думаю сразу все понятно становится у вас яма в центре, тоесть ситуация близкая к подвернутому краю. Лечится это укороченным штрихом. Вам кстати на соседнем форуме уже рекоменовали что нужно использовать штрих по хорде плюс укороченный штрих через центр.

если вы работали через центр к примеру 1/4 D то зеркало должно было смещаться от центра на 1/8 D в каждую сторону, но ни в коем случае не 1/4 в обе стороны. Чудится мне вы тут ошибку допустили.

"Штрихую" в одну сторону от центра. Штрих по хорде почему-то уменьшал яму, а вот укороченный D1/5 приводит к тому что яма постепенно расплывается, только для меня загадка расплывётся ли она в ноль или так и будет оставатся на зоне разницы штриха.

Сергей, думаю перепады не кретичны, если положить мокрое зеркало, то видно что оно сразу прилипает к шлифовальнику, не знаю или так можно оценить глубину ямы.

А есть какие-то формулы для расчётов правильности кривизны, я имею ввиду измерения со штангенциркулем.
« Последнее редактирование: 04 Февраля 2010, 01:38:20 от Sanya3d »
Записан

Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #16 : 04 Февраля 2010, 01:35:14 »
. - .

после получасовой шлифовки с укороченным штрихом 1/5, как видно из рисунка, "яма" расплющилась на размер штриховки, если обратить внимание на крайнею линию с тыльной стороны, это зона 1/5.

Из-за отсутствия опыта не могу себе ответить к чему приведёт шлифовка с укороченным штрихом или "яма" "расплывётся" к крайней зоне или же так и останется на зоне 1/5. Дайте ответ на этот вопрос, не хочу влезть в грубую ошибку.
Во первых вопрос. Вы через центр шлифуете или от центра? Укороченный штрих ведет к подвернутому краю который легко исправляется (удлинением штриха).
Во время того как вы терли зеркало разлинееное карандашом какой штрих применяли (надо 1/3 от центра)?

Когда проверял на наличие ямы, когда стирал участки карандаша, тёр D1/3 это правильно?
Записан

Thomas

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2313
  • Благодарностей: 1
  • Натер зеркало - получи +1 в карму
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #17 : 04 Февраля 2010, 01:40:10 »
. - .

Когда проверял на наличие ямы, когда стирал участки карандаша, тёр D1/3 это правильно?
Угу. Как вариант неплохо бы потереть тем же штрихом (укороченным) тогда будет хорошо видно какие зоны контактируют при обработке. Удлиненным штрихом тут все равно нельзя работать. 100% будет только хуже.

попробуйте как я выше сказал потереть с карандашом укороченным штрихом. Думаю тогда все станет на свои места.
Записан
Телескоп Алькор производства НПЗ
Телескоп-самопал D=150mm, F=1250, ГЗ - сфера собственного изготовления
Canon EOS 350D, Canon EF 24-85 USM, Юпитер 37 MC

Sanya3d

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 33
  • Благодарностей: 0
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #18 : 04 Февраля 2010, 02:25:51 »
. - .

Прошёлся штрихами D1/5 вытерлись практически те же зоны, немного длиннее, от края около 2см
Записан

Thomas

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2313
  • Благодарностей: 1
  • Натер зеркало - получи +1 в карму
Re: Добсон 175мм/1200мм Процесс
« Ответ #19 : 04 Февраля 2010, 08:32:59 »
. - .

Прошёлся штрихами D1/5 вытерлись практически те же зоны, немного длиннее, от края около 2см
Не понял что длиннее и от края чего.
Записан
Телескоп Алькор производства НПЗ
Телескоп-самопал D=150mm, F=1250, ГЗ - сфера собственного изготовления
Canon EOS 350D, Canon EF 24-85 USM, Юпитер 37 MC