Киевский клуб любителей астрономии "Астрополис"

astromagazin.net
* *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
16 Декабря 2017, 17:08:19


Автор Тема: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?  (Прочитано 4623 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

eone

  • Модератор
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Благодарностей: 9
    • Mediamania

Друзья, в каком Киевском НИИ или заводе можно нанести на стекло шкалу/микро-рисунок методом травления или гравировки? Обычная лазерная гравировка для изготовления сувениров не подходит т.к. дает неравномерную линию с многочисленными микро-сколами.
Записан
Доб-добыч 360мм

Андрей-Чечако

  • Гость
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #1 : 05 Июня 2006, 23:45:16 »
. - .

Вань! А поверхность плоская или криволинейная?
А вообще технология следующая:
берешь оракал и плотер, режешь то что надо, наклееваешь, тампоном травишь (звони в Бусел может у них есть траилка) кленку снимаешь - и готово. Лучше чем сам - никто не сделает
Записан

eone

  • Модератор
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Благодарностей: 9
    • Mediamania
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #2 : 05 Июня 2006, 23:48:26 »
. - .

Не, батенька, пленкой трафаретной не вытравишь, тут фотополимер нужен как минимум.
Записан
Доб-добыч 360мм

Vladimir Nebotov

  • Гость
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #3 : 06 Июня 2006, 00:02:38 »
. - .

Ваня а что ты задумал хоть? Может в закромах завалялось то что нужно?
Записан

eone

  • Модератор
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Благодарностей: 9
    • Mediamania
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #4 : 06 Июня 2006, 00:09:59 »
. - .

Володя, стараюсь старую идею по окуляру-гиду до ума довести :) Тут закрома, увы, не помогут :(
Записан
Доб-добыч 360мм

Андрей-Чечако

  • Гость
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #5 : 06 Июня 2006, 00:16:29 »
. - .

Ваня! Есть и специальная пленка для этого, но она для пескоструивания или быстрой работы, и вообще - я знаю о чем говорю, так уж в жизни случилось :shuffle:
Записан

Vladimir Nebotov

  • Гость
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #6 : 06 Июня 2006, 00:21:43 »
. - .

Ну почему же, сетка как на первом новосибирском окуляре-гиде у меня есть, как раз что ты хочешь если я правильно понял. Правда размер у нее великоват, в 1,25" не влезет. Надо покопаться.
Записан


eone

  • Модератор
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Благодарностей: 9
    • Mediamania
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #7 : 06 Июня 2006, 00:28:41 »
. - .

Да вопрос в том, что мне (для идеи) нужен именно не единичный экземпляр, а технология. А то грех этой идее :)
Записан
Доб-добыч 360мм

eone

  • Модератор
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Благодарностей: 9
    • Mediamania
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #8 : 06 Июня 2006, 00:29:47 »
. - .

Андрей, а что за пленка?
Записан
Доб-добыч 360мм

Андрей-Чечако

  • Гость
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #9 : 06 Июня 2006, 00:38:50 »
. - .

Если ты от оракала. или лака для ногтей отказываешься, я тебе достану. Ее используют еще для "безопасных зеркал" - наклеивают на заднюю стенку. чтобы при разбитии стекла оно на осыпалось. Стоит два бакса метр, но она очень прочная - плотер не режет, а тебе я так понял, точность нужна. Накдей оракал в несколько слоев, поэксперементирую на обычном стекле. Набей руку, думаю в автокаде или кореле ты рисовать на этом уровне сумеешь.
Записан

eone

  • Модератор
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Благодарностей: 9
    • Mediamania
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #10 : 06 Июня 2006, 00:42:16 »
. - .

Вопрос в том, что любая пленка не даст точность высечки больше 1 мм, а мне нужно 0.5 мм и ниже.
Записан
Доб-добыч 360мм

eone

  • Модератор
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Благодарностей: 9
    • Mediamania
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #11 : 06 Июня 2006, 00:44:37 »
. - .

Тем более что мне нужен именно рисунок, который на пленке не вырежешь. Тут или лазер или фотополимер нужен.
Записан
Доб-добыч 360мм

Андрей-Чечако

  • Гость
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #12 : 06 Июня 2006, 00:52:20 »
. - .

Вань! Практически уверен, что траят по прорезаному трафарету! Просто знают концентрат кислоты и засекают время, врядли лазер! Иди в эксимер, если уж так надо, или на хортицу - у них лазерная гравировка
Записан

eone

  • Модератор
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Благодарностей: 9
    • Mediamania
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #13 : 06 Июня 2006, 01:00:16 »
. - .

Андрей, по протравке есть 2 варианта - прорезанный трафарет и фототрафарет. По лазеру я сегодня узнавал - обычный дает линию 0.3 мм со сколами плюс-минус 0.5-0.7мм.
Записан
Доб-добыч 360мм

Андрей-Чечако

  • Гость
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #14 : 06 Июня 2006, 01:04:20 »
. - .

Там они по-моему точки ультразвуком еще умеют делать :hz:
Я за кислоту и прорезаный трафарет с секундомером
Записан

IUnknown*

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 158
  • Благодарностей: 0
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #15 : 06 Июня 2006, 07:31:42 »
. - .

Есть отработанная технология травления печатных плат с применением фоторезиста.
Количественных данных по точности воспроизведения рисунка привести не могу, но могу сказать, что на текстолите отлично получаются дорожки шириной 1/4мм. Если постараться, можно сделать и меньше.
Стадии процесса - изготовление фотошаблона, нанесение фоторезиста на поверхность (которую травить), сушка при 50°, установка фотошаблона, просвечивание ультрафиолетом, проявка.
Не буду утверждать, предполагаю, что не-экспонированный фоторезист устойчив к кислым средам (FeCl3 выдерживает), не устойчив к щелочным (даже не-экспонированный можно растворить в концентрате КОН).
Насколько я понял, задача - нанести перекрестие на стеклышко для окуляра. Предлагаю попробовать : нанести на стеклышко фоторезист, вытравить рисунок шкалы, алюминировать стеклышко в вакуумной камере. Если получится - я тоже заинтересован в такой технологии!
Записан

Boboshkin_Pavel

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 195
  • Благодарностей: 0
    • Максутов-клуб
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #16 : 19 Июня 2006, 19:36:42 »
. - .

У меня на счет режущего плоттера есть сомнения. Я пару раз вырезал надписи из оракала для наклейки на телескопы. На прошлой работе есть режущий плоттер (я сижу прямо сейчас там, то-есть эдесь). Так вот, мелкие детали такой плоттер не режет (получается криво). Конечно,я не знаю все модели плоттеров, может быть есть и лучше.

Я где-то читал о такой технологии: на поверхность стекла наносится слой воска, иглой нацарапывается рисунок, травится (кажется, в плавиковой кислоте), затем воск смывается.
Записан

eone

  • Модератор
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1227
  • Благодарностей: 9
    • Mediamania
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #17 : 19 Июня 2006, 20:52:57 »
. - .

Вопрос: где и как достать фоторезист, как наносить, чем травить и пр.?
Записан
Доб-добыч 360мм

Серега

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5967
  • Благодарностей: 293
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #18 : 19 Июня 2006, 21:40:52 »
. - .

Было бы нехило спроецировать на этот фоторезизт изображение, но тогда надо искать кварцевый объектив :P
А так мысля хорошая, особенно если проецировать с уменьшением!
Записан

Boboshkin_Pavel

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 195
  • Благодарностей: 0
    • Максутов-клуб
Re: Травление/гравировка шкал на стекле. ГДЕ?
« Ответ #19 : 19 Июня 2006, 22:45:55 »
. - .

Вопрос: где и как достать фоторезист, как наносить, чем травить и пр.?
Фоторезист продается на радиорынке, называется "Positiv-20". Аэрозольный баллончик. Я наношу так: плата закрепляется на валу вертикально установленного двигателя, набрызгивается фоторезист, затем включается двигатель, всё лишнее улетает в стороны (нужно ограждение, чтобы не запачкать всё вокруг). Это нужно для получения тонкого равномерного слоя фоторезиста. Затем плату снимаю со станка и сушу в электрической печке. Можно сушить в картонной коробке над лампой, коробка должна быть не прозрачной. Всё делать в проветриваемом помещении, так как фоторезист очень вонючий.
Трафарет лучше всего печатать в репроцентре - там где печатают мастер-пленки для офсетных машин. Но это дорого (20..40 грн за лист А3, разрешение около 4000 dpi). Обычный лазерник дает дырявое изображение, хотя это на толстых дорожках, тонкие он печатает нормально (тонер концентрируется у краев линий).
Я сейчас печатаю на струйнике, на прозрачной пленке для струйной печати (пачка А4 50 листов стоит 100 грн., рабочая сторона шершавая.) Настройки принтера выставляю такие, чтобы плоучить максимально плотное изображение. Трафарет прикладывается изображением к слою фоторезиста и прижимается стеклом. Я использую обычное (не кварцевое) стекло толщиной 5 мм., меньше не нашел. Пропускаемого ультрафиолета достаточно. Засвечиваю 5 минут лампой ДРЛ 125 ватт с разбитой внешней колбой c расстояния около 50 см. (Для включения лампы потребуется балласт.)

Все подробности легко находятся в сети по ключевым словам "Positiv-20" или "изготовление печатных плат".
« Последнее редактирование: 19 Июня 2006, 22:53:53 от Boboshkin_Pavel »
Записан