Киевский клуб любителей астрономии "Астрополис"

astromagazin.net
* *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
12 Декабря 2017, 04:19:09


Автор Тема: Nikon D700 проблема астрофотосъёмки.Неравномерност экспонирования кадра.  (Прочитано 2735 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Alexander

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
  • Благодарностей: 6
  • Фотохудожник

 Уважаемые форумчане! Помогите разобраться в проблеме,которая заключается в том,что кадр как-то неравномерно экспонируется.Около одной четверти правой части кадра как-то менее экспонирован что ли.В чём может быть причина(ны)? И в качестве иллюстрации привожу горизонтальный и вертикальный снимки.На горизонтальном сфотографировано созвездия Льва и Рака объективом Sigma DX (параметры в подписи),а на вертикальном объективом Nikkor 70-300 на Ф=70мм снята область полярной звезды. Верхняя четверть гораздо темнее основной части.Что за фигня? :hz: ??? На горизонтальном снимке шумодав отключен,а на вертикальном включен.
« Последнее редактирование: 05 Марта 2009, 15:23:46 от Alexander »
Записан
Мицар, БМТ-110,EQ6 Syn Scan Pro, Ньютон 168мм,ЗРТ-454,NexImage.

Uterr

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138
  • Благодарностей: 0

темная полоска - первая мысль была - от затвора
но положение не то ведь, чтобы затвор появлялся

попробуйте снять не астро, в темной комнате, например
какие параметры сьемки были (исо, выдержка)?
никакие фильтры небыли установлены на стекло во время сьемки?

есть ли разница при сьемке в рав и джипег?
и при сьемке в разные равы? какая на камере прошивка?
« Последнее редактирование: 02 Марта 2009, 18:47:28 от Uterr »
Записан

vvv2007

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2335
  • Благодарностей: 0

Если там шторно-щелевой затвор, то мысль правильная. У меня такое было на "Зените", когда шторку заедало.

ПыСы
Проявлялось только на сравнительно длинных выдержках (~<1/30)
« Последнее редактирование: 02 Марта 2009, 18:58:55 от vvv2007 »
Записан
Sky-Watcher BD2001P, Sky-Watcher ED80 OTA PRO, SW 1206, EQ-6 SynTrek, БПЦ2 7х50, Canon 400Da, QHY-5, Logitech 9000Pro


Alexander

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
  • Благодарностей: 6
  • Фотохудожник

темная полоска - первая мысль была - от затвора
но положение не то ведь, чтобы затвор появлялся

попробуйте снять не астро, в темной комнате, например
какие параметры сьемки были (исо, выдержка)?
никакие фильтры небыли установлены на стекло во время сьемки?

есть ли разница при сьемке в рав и джипег?
и при сьемке в разные равы? какая на камере прошивка?
  Затвор исключается,так как движение ламелей вдоль короткой стороны кадра.
 При съёмке темнового кадра этот глюк себя не проявляет.
   При съёмке рав и джипег нет разницы. Никаких фильтров на объективе не было.Съёмк происходила в основном при 5000-6400 ИСО на выдержках 15-30сек.
Записан
Мицар, БМТ-110,EQ6 Syn Scan Pro, Ньютон 168мм,ЗРТ-454,NexImage.

KMM

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2192
  • Благодарностей: 28

темная полоска - первая мысль была - от затвора
но положение не то ведь, чтобы затвор появлялся
  Затвор исключается,так как движение ламелей вдоль короткой стороны кадра.
 При съёмке темнового кадра этот глюк себя не проявляет.
На темновых, если это всё-таки затвор, оно и не должно никак проявляться. Это же темновой, а не флэт.
Записан

alex~

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5780
  • Благодарностей: 142

На одном снимке темная часть занимает 1/5 ширины кадра, а на втором - 1/4. 
Есть ли еще статистика по ширине этого изъяна ?
Во время экспозиции видоискатель был закрыт ?
Записан

Alexander

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
  • Благодарностей: 6
  • Фотохудожник

На одном снимке темная часть занимает 1/5 ширины кадра, а на втором - 1/4. 
Есть ли еще статистика по ширине этого изъяна ?
Во время экспозиции видоискатель был закрыт ?
Разность ширины тёмной части объясняется тем,что в горизонтальном кадре применялся полуматричный объектив Сигма 18-125мм (Ф=21мм),а в вертикальном-полноматричный Никкор 70-300 (Ф=70мм) Статистики по ширине этого изъяна где-то 60-70 кадров. Видоискатель был открыт,но постороннего света небыло.
Записан
Мицар, БМТ-110,EQ6 Syn Scan Pro, Ньютон 168мм,ЗРТ-454,NexImage.

angelsky

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2798
  • Благодарностей: 588
  • "Астродес", Одесса
    • astrodes.com

Так как камера поддерживают режим прямого изображения(лайф вью), может имеет смысл провести ряд экспериментов прямо  в комнате, с его использованием при малом освещении?
Записан
СЛАВА УКРАИНЕ!
Тук-тук-тук! Бандеровцы есть?
Так-так-так! - відповів кулемет...

alexmeade

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 292
  • Благодарностей: 0

Самый простой и быстрый способ понять что происходить без объектива на 2-3 выдержках ( 1/50, 1 c  и 10с) различных и разных температурах ( комнатная и минусовая).
Фото для анализа.
Были такие проблемы на D200.
Записан
Meade10"LX200R&Meade80EDAPO&MeadeETX-125&Accessories,MeadeLPI,Meade DSI I-DSI II-DSI III,MeadeMySky,MeadeColorCMOSUSBCameraVideoEyepiece,MeadeElectronicEyepiece,SolarFilterSeymourSolar,SkyQualityMeter,Nikon D300,БПЦс 12х45 streamlined,Fujinon,Swarovski,Zeiss,Minox,Steiner,Pentax,Canon,Nikon,Olympus

alexmeade

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 292
  • Благодарностей: 0

Забыл сказать. Снимать в полной темноте ( с закрытой заклушкой на камере) и на ручнике без фокусировки.
Записан
Meade10"LX200R&Meade80EDAPO&MeadeETX-125&Accessories,MeadeLPI,Meade DSI I-DSI II-DSI III,MeadeMySky,MeadeColorCMOSUSBCameraVideoEyepiece,MeadeElectronicEyepiece,SolarFilterSeymourSolar,SkyQualityMeter,Nikon D300,БПЦс 12х45 streamlined,Fujinon,Swarovski,Zeiss,Minox,Steiner,Pentax,Canon,Nikon,Olympus

Uterr

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138
  • Благодарностей: 0

да, все что пока я вижу -
протестировать на широком диапазоне чувствительней и выдержек, в том числе и на меньших чем 5000 и 4600 исо (есть мысль, что это всеравно программные чувствительности?)
а на, скажем, более знакомых 3200 и 1600
возможно, проблема возникает только при определенных параметрах
если ничего не выйдет - гарантия/ремонт
Записан

Alexander

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
  • Благодарностей: 6
  • Фотохудожник

 На форуме astronomy.ru некто damian_1 высказал идею, которая,на мой неикушонный взгляд является верной.Цитирую. Есть еще идея. Считается общепризнаным, что Никон по любому делает обработку кадра - даже РАВ. Возможно в прошивке фотоаппарата есть "раз и навсегда" снятые дарк и флэт - в смысле карта чувствительности пикселей матрицы и карта горячих и "теплых" пикселей. Эти карты прошивка применяет (с учетом поправок на экспозицию, температуру и т.п и т.д.) к каждому отснятому кадру. Если с "мастер-кадрами" проблема - фотоаппарат будет портить все снимки, причем чем больше экспозиция - тем сильнее. Обычная "пользовательская" перепрошивка калибровочные зоны не переписывает - поэтому проблему можно устранить только в условиях СЦ - на спецстенде.

В общем, если "контрольная" съемка с закрытым видоискателем ничего не даст - в сервис.
 В подтверждене идеи damian_1 привожу серию фото на которых видно как с ростом выдержки увеличивается неравномерность экспонирования кадра.Условия съёмки. 3 03 09 около18ч50мин местного.Городская улица,видны звёзды ярче 3m. Окошко видоискателя не закрывалось ввиду отсутствия разницы закрыто-открыто.Режим съёмки-приоритет диафрагмы. ISO-4000. NEF 14bit. Выдержка и диафрагма в подписи к снимку.Серия из 6 кадров 20-10-5-2,5-1,3-0,77сек.Только одно не могу понять. Снимал на одном фокусном расстоянии а длина треков звёзд не соответствует длине экспозиции.
Записан
Мицар, БМТ-110,EQ6 Syn Scan Pro, Ньютон 168мм,ЗРТ-454,NexImage.

alex~

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5780
  • Благодарностей: 142

Лично я вижу, что на 0,77сек  треки от звезд длиннее, чем на 20сек. 
:insane:
а фокусное какое было ?
Записан

KMM

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2192
  • Благодарностей: 28

Серия из 6 кадров 20-10-5-2,5-1,3-0,77сек.Только одно не могу понять. Снимал на одном фокусном расстоянии а длина треков звёзд не соответствует длине экспозиции.
То ли к подписям к снимкам закралась ошибка, то ли штатив уползал (что, судя по треком, неправильная мысль), то ли это может свидетельствовать таки о проблемах с затвором (или с камерой, которая почему-то неверно отрабатывает выдержки)... Конечно, это объясняет треки, но не потемнение с края. Но с другой стороны, кроме треков, есть ещё яркость фона - она-то увеличивается в "правильной" последовательности. :hz:

Чтобы проверить идею damian_1, надо сделать серию с разной выдержкой именно темновых: тогда будет исключено всё, кроме обработки фотоаппаратом изображений. А если на темновых такого эффекта не будет, хотя он присутствует на изображениях объектов, значит, не в обработке дело, а что-то есть на пути света между объективом и матрицей. Посмотреть, мешает ли что-то в самой камере, можно, выбрав режим чистки матрицы: тогда и зеркало, и затвор будет в таком положении как при съёмке, только матрица будет выключена, потому её не спалишь, как если бы дать длительную выдержку.
Но, в принципе, раз есть лайв вью, то можно и им воспользоваться. Хотя, заглянув внутрь, возможно, получится что-то заметить, что укажет на возможную причину проблемы.

В подтверждене идеи damian_1 привожу серию фото на которых видно как с ростом выдержки увеличивается неравномерность экспонирования кадра.
Не знаю, как по мне, не особо большая разница. Куда больше разница в яркости фона, а потому, судить о контрасте между нормальной частью и ненормальной - сложно.
Кстати, разный контраст на разных выдержках при съёмке реальных объектов может также объясняться и наличием каких-то виньетирующих деталей. А если эксперимент может подтверждать по крайней мере две теории, то это плохой эксперимент.

(есть мысль, что это всеравно программные чувствительности?)
Плохая мысль, потому что ж пару раз объясняли на форуме, что такое чувствительность ИСО в цифровиках. :)
« Последнее редактирование: 04 Марта 2009, 08:37:23 от KMM »
Записан

Uterr

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 138
  • Благодарностей: 0

интересный вариант со встроенным дарком
и это может иметь место
кстати, на каждом из кадров на краю этого темного прямоугольника видно белое пятно, которое заметно даже на коротких выдержках - это что?
Записан

Alexander

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
  • Благодарностей: 6
  • Фотохудожник

Цитата КММ:Чтобы проверить идею damian_1, надо сделать серию с разной выдержкой именно темновых: тогда будет исключено всё, кроме обработки фотоаппаратом изображений. А если на темновых такого эффекта не будет, хотя он присутствует на изображениях объектов, значит, не в обработке дело, а что-то есть на пути света между объективом и матрицей.
 В том то и дело,что сёмка темновых ничего не даст потому,что (опять цитирую damian_1) в прошивке фотоаппарата есть "раз и навсегда" снятые дарк и флэт - в смысле карта чувствительности пикселей матрицы и карта горячих и "теплых" пикселей. Эти карты прошивка применяет (с учетом поправок на экспозицию, температуру и т.п и т.д.) к каждому отснятому кадру. Если с "мастер-кадрами" проблема - фотоаппарат будет портить все снимки, причем чем больше экспозиция - тем сильнее. На темновых кадрах ничего нет,даже горячих пикселей. Пробовал уже не раз в разных установках камеры.
Записан
Мицар, БМТ-110,EQ6 Syn Scan Pro, Ньютон 168мм,ЗРТ-454,NexImage.

Alexander

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
  • Благодарностей: 6
  • Фотохудожник

интересный вариант со встроенным дарком
и это может иметь место
кстати, на каждом из кадров на краю этого темного прямоугольника видно белое пятно, которое заметно даже на коротких выдержках - это что?
Вот это я и пытаюсь выяснить.Наиболее вероятной мне кажется идея высказанная damian_1.
Записан
Мицар, БМТ-110,EQ6 Syn Scan Pro, Ньютон 168мм,ЗРТ-454,NexImage.

Alexander

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
  • Благодарностей: 6
  • Фотохудожник

Цитата КММ:Посмотреть, мешает ли что-то в самой камере, можно, выбрав режим чистки матрицы: тогда и зеркало, и затвор будет в таком положении как при съёмке, только матрица будет выключена, потому её не спалишь, как если бы дать длительную выдержку.
 Смотрел уже. Это первое, что пришло в голову. Но и спалить матрицу нужно очень постараться. На своём Nikon D70 в мануальном режиме неоднократно чистил матрицу от пыли и ничего,и поныне(тьфу,тьфу,тьфу) работает прекрасно. :)
Записан
Мицар, БМТ-110,EQ6 Syn Scan Pro, Ньютон 168мм,ЗРТ-454,NexImage.

KMM

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2192
  • Благодарностей: 28

В том то и дело,что сёмка темновых ничего не даст потому,что (опять цитирую damian_1) в прошивке фотоаппарата есть "раз и навсегда" снятые дарк и флэт - в смысле карта чувствительности пикселей матрицы и карта горячих и "теплых" пикселей. Эти карты прошивка применяет (с учетом поправок на экспозицию, температуру и т.п и т.д.) к каждому отснятому кадру. Если с "мастер-кадрами" проблема - фотоаппарат будет портить все снимки, причем чем больше экспозиция - тем сильнее. На темновых кадрах ничего нет,даже горячих пикселей. Пробовал уже не раз в разных установках камеры.
Как это ничего не даст? Если с мастер-дарками проблема, то они (эти проблемы) проявятся и на темновых. А раз на темновых с длительными выдержками нет такого эффекта, то не в мастер-дарках камеры проблема! Это ж очевидно. :)

Смотрел уже. Это первое, что пришло в голову. Но и спалить матрицу нужно очень постараться. На своём Nikon D70 в мануальном режиме неоднократно чистил матрицу от пыли и ничего,и поныне(тьфу,тьфу,тьфу) работает прекрасно. :)
Хм, странно, что вы не пользовались специальным пунктом меню, ведь он есть и на D70. Только чтобы он был активным, надо аккумулятор подзарядить не менее, кажется, на половину.
Записан

Alexander

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 871
  • Благодарностей: 6
  • Фотохудожник

Цитата КММ:Если с мастер-дарками проблема, то они (эти проблемы) проявятся и на темновых.
  Как же они проявятся если пиксели не получили ни одного фотона? ???
Записан
Мицар, БМТ-110,EQ6 Syn Scan Pro, Ньютон 168мм,ЗРТ-454,NexImage.