Київський клуб аматорів астрономії "Астрополіс"

astromagazin.net
* *
Ласкаво просимо, Гість. Будь ласка, увійдіть або зареєструйтеся.
07 Червня 2025, 05:03:12

Увійти

google


Автор Тема: "Старенькая" Vixen Super Polaris, или как нужно делать монтировки для людей.  (Прочитано 1031 раз)

0 Користувачів і 1 Гість дивляться цю тему.

niknik

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1504
  • Подяк: 223

 На днях попалась мне в руки ничем не примечательная и не особо прославленная старенькая, прожившаяне один десяток лет, намотавшая своими червячками не одну тыс. км., монтировка Vixen Super Polaris. До этого, выдел такие только на фотографиях и то в ракурсах, которые не отличали ее от нашей "заслуженной" КУ-5. Повертев в руках я сразу заподозрил, что-то неладное потому, что увидел, что корпуса осей скреплены не двумя болтами, а четырьмя и планка крепления трубы, к оси Дек, то же крепится четырьмя болтами. Только за четыре крепежных болта между осями производителю можно поставить памятник, а тут еще и планка. Охватившее меня недоумение, заставило двигаться быстрее за инструментами к разборке.


Записаний
ШК Meade 10", Ньютон ZAP-8", Celestron SkyMaster 15x70, Canon 40D, EQ-5М, SM-35
Подякували

niknik

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1504
  • Подяк: 223

 Разборка оси Ра сразу обнаружила еще очень примечательное отличие от пятерки. Вал оси Ра оказался на целых 10 мм больше в диаметре, а именно 45 мм. (против 35, на пятерке). И даже учитывая, его пустотелость можно смело сказать, что грузоподъемность его, как минимум в полтора раза больше и сопротивление износу в парах трения то же значительно выше. На фото Вы видите еще одно радикальное отличие от ее потомка, это отсутствие верхнего подшипника. Не знаю, как этому отнестись, но учитывая нижеописанные знакомства, я думаю, что это нормально. После очистки от смазки, я проверил люфт. Даже намека на ощутимый радиальный люфт нет. Ни на большом диаметре (где в пятерке стоит подшипник), ни на маленьком, как руками не дави. Даже следов на износ, даже намека нет. Это называется качество применяемого металла. Износа нет нигде, ни на червяках, ни на зубьях колес, на внутренних парах трения. Такое впечатление, что все отполировано вчера. Руки тянуться проверить твердость сплава, но не буду, во-первых колоть Бринелем некуда, во-вторых и так все понятно - сделано все, как положено.
 Фрикционные прокладки выполнены из жесткого капролактама, нормальной толщины. Лимб один, чего стоит.
Я в захваті.






Записаний
ШК Meade 10", Ньютон ZAP-8", Celestron SkyMaster 15x70, Canon 40D, EQ-5М, SM-35

niknik

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1504
  • Подяк: 223

 Очень сильно отличаются червяки и их корпуса. Самое главное отличие, отсутствие подшипников. Не знаю, может это такая концепция Виксеновская 0 никаких шариков, но, чессговоря, на червячках подшипнички я бы поставил. Уж больно небольшие там рабочие диаметры и по-ходу, даже сотка люфта, который на ощупь и не уловишь, может для монтировки быть очень неприятным. Но, на удивление, при поджатии червяка, люфта не слышно. Ни осевого, ессно, ни радиального. Но еще не факт, что так все и останется потому, что я еще буду бороться в этом узле, за плавность хода, для меньшего износа пластиковых шестерен в современных приводах, если вдруг таковые применят. Отдельного внимания заслуживают корпуса червяков с их краплением к корпусу осей. Очень классно выполнен ласточкин хвост, с помощью которого корпус прижимается к своему посадочному месту, когда поджимаешь боковые винты. Вообще, все сделано точно и без болтанки с максимальной жесткостью.



Записаний
ШК Meade 10", Ньютон ZAP-8", Celestron SkyMaster 15x70, Canon 40D, EQ-5М, SM-35

niknik

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1504
  • Подяк: 223

 Так же отличается регулировка угла наклона оси Ра. Я не скажу, что такой метод имеет ряд радикальных преимуществ и удобств, но выполнен он несколько сложнее но не сильно удобнее в обращении. Хотя винт фиксации сделан более удобно, но его мы трогаем несколько раз в жизни, а может и ни разу. Здесь можно единственный раз сказать, что Скайвочеры рационализаторы.


Записаний
ШК Meade 10", Ньютон ZAP-8", Celestron SkyMaster 15x70, Canon 40D, EQ-5М, SM-35

niknik

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1504
  • Подяк: 223

 Устройство оси Дек почти не отличается от устройства такого же узла своего потомка. Конечно фрикционные прокладки так же на высоте и крепление червяка так же на ЛХ. Кстати ЛХ 60-ти градусный. Все поверхности трения блестят, как зеркало. И планка крепления на четырех болтах, меня не перестает восхищать. Не забуду, сколько сил было потрачено, для того чтобы сделать нечто подобное, в свей пятерке.




Записаний
ШК Meade 10", Ньютон ZAP-8", Celestron SkyMaster 15x70, Canon 40D, EQ-5М, SM-35


Юрко

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 516
  • Подяк: 260

Даааа... Пятёрке до этого ещё расти и расти.. Спасибо за подробную экскурсию)
Записаний
- SW 254/1200, клубный GSO Dob 16" "Бандура"
- Lumenera Lu070M + искатель 8х50,
- QHY163M, Astronomic LRGB 2", MPCC Mk.III

niknik

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1504
  • Подяк: 223

 Хочу отдельно остановиться на прижимных фрикционах. И здесь Виксен решил сделать все, как положено. В силуминивом корпусе, отличного качества,  стоит бронзовая резьбовая втулка в которой вращается упорный винт. Все четко, ни дать ни взять. Накладка, кстати сделана из качественного текстолита, путем точения из прутка.


Записаний
ШК Meade 10", Ньютон ZAP-8", Celestron SkyMaster 15x70, Canon 40D, EQ-5М, SM-35

niknik

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 1504
  • Подяк: 223

 Когда я разбирал, мыл, крутил в руках детали и узлы этой монтировки, я просто поражался качеству и не задумывался откуда оно взялось. Один из четырех крепежных винтов оказался не стандартным, без внутреннего шестигранника и я реши его заменить. К своему удивлению, я обнаружил на них дюймовую резьбу, перепроверил, да, точно 1/4 дюйма. Откуда у китайцев дюймовые резьбы? Я, не сильно разбираюсь в истории монтировок, но почти сразу стало все на свои места.
 Эта старушка родом из Японии. Вот и весь секрет.
Записаний
ШК Meade 10", Ньютон ZAP-8", Celestron SkyMaster 15x70, Canon 40D, EQ-5М, SM-35
Подякували

angelsky

  • Offline Offline
  • Повідомлень: 4021
  • Подяк: 3659
  • "Астродес", Одеса
    • astrodes.com

Я даже знаю чья это монти  ;) , вчера догадался, увидев обзор. У меня была в своё время еку -5. Не понравилось отсутствие подшипника по дек. и материал основной шестерни -алюм сплав.В купе с червяком из цвет мета-не по феншую. Тем более что это гальваническая пара. понятно что в смазке . но все равно... А из чего тут шестерня?
По поводу 1/4" .. на моей НЕК-6 вообще жесть .Два симметричных отверстия , видать для крепежа. Один М6, а  второй  1/4"  :hz:
Записаний
СЛАВА УКРАИНЕ!
Астрономія не понад усе.